Аутизм. Биомед. АВА
Добро пожаловать!
Пожалуйста, войдите под своим логином или зарегистрируйтесь.
Регистрация в нашем клубе бесплатная
Если у вас возникли проблемы с регистрацией или со входом, пишите нам в Контакты
Аутизм. Биомед. АВА
Добро пожаловать!
Пожалуйста, войдите под своим логином или зарегистрируйтесь.
Регистрация в нашем клубе бесплатная
Если у вас возникли проблемы с регистрацией или со входом, пишите нам в Контакты
Аутизм. Биомед. АВА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
avatar
dobrolubova_vera

Альтернативная коммуникация для детей с нарушениями речи Empty Альтернативная коммуникация для детей с нарушениями речи

07.09.20 22:23
Сегодня хотелось бы поговорить на тему альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей. Почему именно об этом? Потому что практика показывает, что достаточно большое число родителей относятся к этому либо сразу критически, либо до конца не понимая важность формирования у детей с нарушениями речи навыка коммуникации, подсознательно избегают этого.

Первый запрос от родителей — это вокальная речь и это совершенно обосновано.
Но опять же практика показывает, что многие дети с аутизмом, умеющие «говорить» при этом с большим трудом умеют коммуницировать!
И еще обиднее становится терять драгоценное время, дожидаясь, когда же ребёнок «заговорит»- а заговорит ли? И как он будет говорить? Когда?

Я всегда говорю, что надо параллельно работать над вызыванием звуков , пробуя «запустить» вокальную речь, работать над ее формированием, если она нечеткая и не понятная окружающим. Но при этом параллельно при помощи альтернативной коммуникации, формировать важные навыки, такие как навык просьбы, комментирования и т.д.

Я не буду «изобретать велосипед» и писать что-то от себя. Я помещаю статью о коммуникативной системе PECS с сайта Юлии Михайловны ЭРЦ, моего педагога и специалиста по Прикладному Анализу Повеления мирового уровня.  Это специалист , авторитетному мнению которого я доверяю!
https://aba-kurs.com/
Это ссылка на сайт, где в блоге у Юлии Михайловны очень много интересной и полезной информации.
А мне вы можете задавать вопросы, на которые я с удовольствием отвечу.
Еще я попробую с разрешения родителей помещать для вас маленькие истории про их деток, с которыми я работаю и которых не обошло стороной применение альтернативной коммуникации.


Итак, кому интересно- читаем дальше!    

Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). Как видно из названия, ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» (ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).
Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается, в ее рамках ученики разных возрастов учатся выражению собственных желаний и комментированию различных ситуаций.
Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать аутистов не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.).
На каждом из этапов ПЕКС предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития. В случаях, когда аутист не смотрит в глаза, эта система показывает себя эффективной за счет работы не напрямую, а посредством вспомогательных предметов.

ПРЕИМУЩЕСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS
Материалы системы в большинстве случаев помогают достичь значительных успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные затруднения, а иногда их использование может быть продолжено и во взрослой жизни.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:
• поиску нужной карточки;
• привлечению внимания собеседника-партнера;
• обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS для аутистов позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов. Поскольку нарушения коммуникации у аутичных людей затрудняют их понимание самого процесса коммуникации, задача – научить пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.

НАГЛЯДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Если карточка выбрана неправильно, то партнер не примет ее – то есть коммуникация не состоится. Благодаря передаче карточек «из рук в руки» коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто аутичные люди желают сообщить что-либо вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщения в итоге игнорируются.

УМЕНЬШЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В случаях, когда использование PECS начинает решать те же задачи, что и проблемное поведение (стимы, стереотипии, агрессия, аутоагрессия и др.), проблемные проявления начинают уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая получить яблоко – можно научить его попросить яблоко при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача ПЕКС – научить аутиста начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.
На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения.
С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор.
Когда ученик уже умеет быстро и правильно сообщать о своих желаниях при помощи изображений – его начинают учить самостоятельному преодолению расстояния до карточек, а затем и до собеседника, которому нужно передать карточку.

СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что аутист начнет пользоваться устной речью.
Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».
За годы использования ПЕКС было установлено, что применение этой и некоторых других систем альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь.

Таким образом, тревоги многих родителей и педагогов о том, что вспомогательная коммуникация может нарушить развитие обычной, являются необоснованными. Во всяком случае, на сегодняшний день не существует ни одного исследования, которое подтвердило бы эти тревоги.

Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS ученики работают: учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные стратегические методики для стимулирования именно вербальной коммуникации. Также если проявление аутизма, в том числе эхолалия в 4 года, вовремя включить в общую схему лечения, результат будет более проявленным.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Высокая эффективность программ PECS в 2014 году была подтверждена вхождением системы в отчет Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder («Научно обоснованные практики для детей, молодежи и молодых людей с расстройствами аутистического спектра»), подготовленный американским Национальным центром профразвития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.
Методика ПЕКС может быть чрезвычайно полезной для многих людей с РАС, помогая им обучиться эффективному коммуницированию. Разумеется, решение об использовании программы с любыми модификациями и дополнениями должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей каждого конкретного человека. Эффективное лечение аутизма зависит, в первую очередь, от тщательности диагностики и выбора наиболее оптимальных методов.
Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются:
• самовыражаться;
• сообщать о своих желаниях и потребностях;
• продуктивно коммуницировать с другими людьми.

Специалисты, работающие в сферах коммуникации и прикладного анализа поведения, признают обучение ПЕКС одной из наиболее эффективных инновационных методик, направленных на развитие у аутистов навыков общения в социуме.

ДЛЯ КОГО ПОДХОДИТ ОБУЧЕНИЕ PECS?
Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.
Например, если потенциальный ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку другого человека и подтаскивает его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.
А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.
Методика Picture Exchange Communication System применяется преимущественно для обучения «невербальных» учеников, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении людей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

МЕТОДИКА СИСТЕМЫ PECS В ОБУЧЕНИИ АУТИСТОВ
В методику включены шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т. д.).

Этапы PECS таковы:
1. представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми;
2. увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика;
3. дифференциация изображений – ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
4. построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
5. обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек;
6. обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т. д.).

Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении. Этот раздел изучает все возможные виды вербального поведения – тексты, устную речь и др., а также все формы коммуникационного взаимодействия.
Поскольку метод коммуникации PECS представляет собой одну из программ АВА, всестороннее представление о правильном использовании системы дают дистанционные курсы АВА терапии для родителей аутичных детей, а также для специалистов, работающих в сфере РАС.


ТИПЫ СИМВОЛОВ В КАРТОЧКАХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУТИСТОВ

Карточки для обучения аутистов по системе ПЕКС содержат изображения предметов и действий в виде:
• цветных или ч/б графических рисунков;
• цветных или ч/б фото.

Под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском или другом языке, родном для ученика.
Процесс обучения по карточкам вводится с помощью АВА-тераписта, дефектолога, коррекционного педагога или другого специалиста, который сможет определить уровень развития навыков ученика и правильно расставить акценты в дальнейшем обучении.

На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах – например, зеленом и красном. Эти карточки необходимы, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ученик способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, использовать такие карточки нет необходимости.
На втором этапе вводится набор карточек с мотивационными предметами (банан, чупа-чупс, мороженое, яблоко, зефир) и конкретными действиями. Как только ученик перестанет смотреть на картинку и начнет называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки нужно прекратить. Действия, обозначаемые картинками, используются так же, как и предметы (кататься на качели, прыгать на батуте, играть с мячом и т. д.).
На третьем этапе обучения ПЕКС начинают использовать карточки с обозначением различных событий дня – расписание (умываться, кушать, гулять на улице, учиться и т. д.).

Все необходимые картинки-«пексы» для аутистов можно сделать своими руками, или же приобрести готовые альбомы с наборами изображений для разных этапов обучения. Обучающие карточки PECS для аутистов должны быть максимально наглядными и понятными, так что художественная ценность их гораздо ниже предполагаемой информационной нагрузки.

Галина (Птица), GLana, Юлия Пачева, Khana, Alexxx, Najas и Татьяна Серединская поставили лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения